Законопроект № 9739 открывает возможности для роста тарифов на ЖКУ и дальнейшего развития коррупции

24 мая 2012 г.

Накануне парламентарии приняли в первом чтении правительственный законопроект № 9739 относительно особенностей передачи в аренду и концессию объектов тепло-и водоснабжения, находящихся в коммунальной собственности. Задекларированной целью законопроекта является создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Однако заявленные действующей властью инициативы, как всегда, не соответствуют реальному положению вещей. Ведь на самом деле чиновники таким способом преследуют совсем другие, гораздо важнее для них, цели - нажиться на нуждах простых граждан и "прихватизировать" наиболее лакомые куски жилищно-коммунального хозяйства.

Так, согласно ныне действующему законодательству существенным условием договора концессии является порядок установления и изменения тарифов на коммунальные услуги, предоставляемые концессионером. То есть исполком местного совета в договоре концессии имеет возможность определить такие условия установления тарифов на ЖКУ, которые, в первую очередь, обеспечивать интересы жителей соответствующей общины, а частная компания будет обязана их соблюдать. Например, указать в договоре, что за год цены на ЖКУ для населения могут дорожать более чем на 5%. Правительственный законопроект № 9739 предлагает просто исключить это положение. Следствие таких действий очевидно - частные компании, которым будут переданы в концессию объекты в сферах теплоснабжения, водоснабжения или водоотвода, смогут самостоятельно и по своему усмотрению устанавливать тарифы на коммунальные услуги. А вот гражданам придется просто молча оплачивать заоблачные счета, поскольку согласно новому законопроекту неоднократное подорожание ЖКУ нельзя будет назвать незаконным. Более того, провластные законодатели пошли дальше и вдобавок предлагают увеличить предельный срок аренды объектов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения с 10 до 30 лет и разрешить передавать такие объекты в субаренду другим предприятиям. При таких условиях уже скоро так называемые «компании-призраки», открытые на подставных лиц, получат в пользование на десятки лет объекты коммунальной собственности, обеспечивающих потребности жителей поселка или города в жилищно-коммунальных услугах. Устанавливая непомерные тарифы, такие компании смогут получать миллионные сверхприбыли, фактически наживаясь на обычных гражданах, которых данный законопроект поставит в безвыходную ситуацию. И все эти многомиллиардные средства осядут в карманах олигархов, тогда как государственный бюджет согласно идеально отработанной регионалами схемы получит самые только копейки.

Что уж говорить о возможных последствиях таких нововведений, если даже министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Анатолий Близнюк в пояснительной записке к законопроекту признает, что в документе есть правила и процедуры, которые содержат риски совершения коррупционных правонарушений.

Павел Петренко, депутат Киевского областного совета