Как зарегистрировать свои права на недвижимость с 1 января 2013 года

29 января 2013 г.

С начала 2013 года регистрация прав на жилье, а также его аресты и залоги осуществляется по новым правилам. Главное заключается в том, что теперь БТИ (бюро технической инвентаризации) освобождены от этой обязанности, передав ее нотариусам и служащим Госреестра. Чиновники утверждают, что для людей она легче и удобнее. Но все боятся, что это приведет к мошенничествам на рынке недвижимости. Разобраться в деталях этой процедуры поможет юрист и практикующий адвокат Ирена Багирова.

Куда обращаться

Имущество нужно регистрировать в органах госрегистрации прав по месту нахождения имущества или у любого из нотариусов, кто заверяет такие сделки.

Органы госрегистрации Минюста. К госрегистраторам отделов регистрационных служб управлений юстиции нужно идти, если вы купили недвижимость после 1.01.2013 или не зарегистрировали свое право на нее до этой даты. Также они регистрируют аресты недвижимости органами досудебного следствия и судами.

Нотариусы. Регистрируют права на недвижимость (аресты и залоги) сразу после нотариального удостоверения сделок. Имеется в виду дарение, купля-продажа, получение свидетельства о праве на наследство на недвижимость, заключение договора ипотеки, включая залог объектов незавершенного строительства. Условие одно: на момент сделки право на недвижимость должно быть уже зарегистрировано (то есть это не может быть жилье в новострое), пусть даже по старой процедуре.

Плюсы. Хорошо то, что нотариусы получили право госрегистрации — не надо после оформления сделки еще куда-то ходить.
Минусы. При продаже недвижимости нотариус обязан удостоверить сделку без посещения БТИ и Госреестра. Несмотря на это, пока нотариусы все еще требуют выписку из нового реестра. Они ждут разъяснений Минюста и сделки пока не спешат заверять. Из-за этого в Госреестре возникают огромные очереди. Ожидается, что услуги нотариусов по оформлению сделок подорожают как минимум в два раза.

Как зарегистрировать

Документы. Подать заявление госрегистратору о регистрации прав на недвижимость и/или их отягощений (форма утверждена Минюстом). При этом необходимо предъявить паспорт и справку о присвоении идентификационного номера. А также документы о правах на недвижимость(вместе с копиями):

- техпаспорт на новострой или реконструированный объект;

- госакт о праве собственности на землю;

- договор купли-продажи, ипотеки, дарения, пожизненного содержания и т. п.);

- решение суда о разделе имущества; свидетельство о праве на наследство;

- постановление органа досудебного следствия или госисполнителя о наложении ареста и др.

Кроме того, нужно подать закон, которым установлено право пользования земельным участком. Правда, пока непонятно, зачем его подавать, ведь госрегистратор имеет высшее юридическое образование, а любой закон общедоступен.

Важно и то, что новым порядком предусмотрена возможность подать заявление и в бумажной, и в электронной форме. Но в электронной форме могут подавать только госисполнители и государственные кадастровые регистраторы.

Оплата. Документы об оплате выписки из Госреестра прав (120 грн) и уплате госпошлины за госрегистрацию прав на недвижимость (за право собственности — 119 грн, за другие права — 51). От оплаты этих двух квитанций освобождаются судьи, прокуроры, милиционеры и налоговики. А от уплаты одной только госпошлины «уволены» инвалиды I и II групп, инвалиды ВОВ и почти все чернобыльцы.

Рассмотрение документов. Госрегистратор обязан проверить, есть ли основания для отказа в регистрации ваших прав. Возможные причины для отказа:

- объект находится на территории другого органа госрегистрации;
- с заявлением обратилось не то лицо;
- заявление о госрегистрации прав, производных от права собственности, подано без госрегистрации самого права собственности;
- госрегистратор сообщил, что документов для регистрации не хватает, а заявитель в течение 5 дней не подал ему дополнительных документов;
- заявитель оформил сделку купли-продажи у одного нотариуса, а права на нее хочет зарегистрировать у другого.
Если документы у вас не примут, то необходимо в 5-дневный срок (после получения соответствующего уведомления) подать правильно оформленные документы. Если этого не сделать - в госрегистрации откажут.

Регистрация. Происходит в 14-дневный срок со дня подачи заявления. Исключение — случаи нотариального оформления сделок. Тогда права на недвижимость регистрируются в момент такого оформления. А госрегистрация ипотек или отказ в ней происходит в течение одного рабочего дня.
Любопытно, что, согласно новому порядку, датой и временем регистрации прав будет дата и время регистрации заявления. Казалось бы, хорошая лазейка для аферистов: подал заявление — и уже собственник. А пока разберутся с документами, глядишь, успеешь продать недвижимость, и не раз. Но нет, не выйдет. Ведь при нотариальном оформлении купли-продажи недвижимости или ее дарения (а это основные операции мошенников) придется показать документы о правах на нее. А выписка из Госреестра прав выдается только по окончании госрегистрации. Получается, что право на недвижимость есть, а распорядиться ею нельзя.

Госрегистратор вносит запись о ваших правах на недвижимость в Госреестр. При выявлении в Госреестре технической ошибки (неверно указана фамилия или данные квартиры), ее можно исправить. Причем, если ошибка допущена по вине госрегистратора, то бесплатно. Если же вина ваша или в документах о правах на недвижимость внесены ошибочные данные, то вам необходимо уплатить 51 грн.

Свидетельство. В результате заявитель получает свидетельство о праве собственности. Оно подписывается госрегистратором и удостоверяется печатью.

Выписка. При успешной регистрации заявитель получает выписку из Госреестра прав (ее выдача оплачена при подаче заявления о госрегистрации прав и их отягощений). Эта выписка в случае, когда свидетельство о праве собственности на недвижимость не предусмотрено, будет подтверждать ваши права. 

 

По материалам компании «SV Development»