Украинский законодатель готовит изменения в программу государственной поддержки обеспечения молодежи жильем

5 ноября 2012 г.

Подготовлен ко второму чтению законопроект №9290 «Об особенностях государственной поддержки обеспечения молодежи жильем». Очень реальна возможность его принятия в качестве Закона и вступления в силу с 1 января 2013 г. Рассмотрим ситуацию с позиции «что есть» и «что будет».

Как выглядит ситуация сейчас.

Председатель правления Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству Леонид Рисухин заявил, что с 1997 г. Фондом были предоставлены кредиты 10,5 тыс. молодых семей на сумму более 1 млрд грн. При этом, по состоянию на 2010 г., на квартирном учете пребывали 1 млн 139 тыс. молодых семей и одиноких молодых людей. Т.е., обеспечение молодежи жильем в рамках существующих социальных программ недостаточно эффективно. Более того, по результатам аудита, проведенного Счетной палатой, выполнение Государственной программы обеспечения молодежи жильем на 2002–2012 гг. было признано окончательно сорванным (постановление КМУ №1089 от 29.07.2002). Таким образом, ситуация в этой сфере выглядит печально и, соответственно, существует необходимость внесения в действующие механизмы господдержки обеспечения молодежи жильем кардинальных изменений.

Какие изменения планируется ввести.

Авторы законопроекта в пояснительной записке к нему говорят о том, что документ призван создать реальные, а не декларативные механизмы такой поддержки. О каких же механизмах идет речь?

Статьей 4 законопроекта предусмотрены следующие механизмы господдержки в сфере обеспечения молодежи жильем: 1) предоставление льготных долгосрочных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья за счет государственного и местных бюджетов; 2) ипотечное кредитование за счет собственных и привлеченных средств Фонда; 3) содействие созданию молодежных ЖСК; 4) частичная компенсация процентной ставки по кредитам, выданным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья; 5) предоставление господдержки для строительства или приобретения жилья; 6) предоставление жилья в аренду без права выкупа; 7) другие механизмы, утвержденные Кабмином.

Согласно Статье 6 законопроекта, льготный долгосрочный кредит на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья предоставляется Фондом на срок до 30 лет по ставке 3% годовых. При этом семьи, имеющие одного ребенка, освобождаются от уплаты процентов, а семьям, имеющим 2 и 3 детей, помимо этого, за счет бюджетных средств погашается 25% и 50% суммы кредитного обязательства соответственно. По сути, эти условия идентичны условиям молодежного кредитования, прописанным в действующих Законе «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине» (Статья 10 Закона) и Порядке предоставления льготных долгосрочных кредитов молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья, утвержденном постановлением КМУ №584 от 29.05.2001.

Согласно Статье 7 законопроекта, касающейся льготного ипотечного кредитования за счет собственных средств, то такое кредитование осуществляется Фондом на срок до 30 лет под процентную ставку, не превышающую текущую учетную ставку НБУ плюс 2% (на сегодняшний день 7,5% + 2% = 9,5%). Иными словами, такое кредитование предусматривает существенное снижение процентной ставки за пользование кредитными средствами по сравнению с действующими коммерческими ставками.

Еще одним механизмом обеспечения молодежи доступным жильем является предоставление частичной компенсации процентной ставки кредита, выданного на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья государственными финучреждениями (Статья 9 законопроекта). Судя по всему, речь идет об уже выданных кредитах, причем компенсация должна будет выдаваться на срок не более 15 лет в размере учетной ставки НБУ.

Предоставление господдержки для строительства или приобретения жилья (Статья 10 законопроекта) – это еще один механизм, предусмотренный законопроектом. В этом случает для уплаты части стоимости строительства (приобретения) жилья, оплаты первого взноса по ипотечному кредиту или оплаты вступительных, паевых взносов в молодежных ЖСК Фондом предоставляется одноразовая целевая финансовая помощь в размере 30% стоимости строительства или приобретения жилья.

Интерес представляет еще один механизм обеспечения молодежи жильем, предложенный в законопроекте. Речь идет о предоставлении жилья в аренду без права выкупа (Статья 11 законопроекта). Такая аренда возможна до достижения лицом (одним из супругов) возраста 35 лет. Жилой фонд для предоставления жилья в аренду без права выкупа создается за счет Госбюджета путем строительства Фондом нового и выкупа (реконструкции) существующего жилья.

Кроме того, одним из механизмов обеспечения молодежи жильем является создание молодежных жилых комплексов (ЖСК). Члены такого комплекса имеют право воспользоваться льготным долгосрочным кредитом и господдержкой на строительство жилья для оплаты вступительных или паевых взносов.

В целом законопроект можно оценить позитивно, ведь он предусматривает множество вариантов решения жилищной проблемы для молодежи. Однако повторимся: какие бы хорошие механизмы не содержали предлагаемые проекты нормативных актов, главным условием их реального выполнения является надлежащее финансирование. А при недостаточности такого финансирования любой нормативный акт в этой сфере не просто остается декларацией, но и может порождать коррупцию среди чиновников, непосредственно участвующих в реализации государственных проектов по обеспечению населения жильем.

 

По материалам компании "SV Development"