Гидронамыв с уголовными последствиями?


В последнее время одним из популярных способов расширения границ земельных наделов являлся намыв земельного участка, под которым, в юридическом смысле, подразумевается углубления дня водоема. Сама операция "намыва" (углубления дна водоема и расчистка русла реки) является узаконенным видом деятельности согласно Статье 86 Водного кодекса Украины. В то же время для проведения указанных работ требуется обязательное получение разрешения на дноуглубительные работы, выдаваемое территориальными органами государственного комитета по водному хозяйству по согласованию с территориальными органами Минприроды в соответствие с Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 июля 2005 г. N 557. При этом заинтересованное лицо обязано предварительно согласовать предполагаемые к проведению работы с органами местного самоуправления, территориальными органами Госкомзема и территориальными органами Госкомлесхоза.

Обычно в выданном разрешении на проведение дноуглубительных работ заинтересованное лицо ограниченно в правах на следующие виды работ:
-нарушение стойкости прибрежных уклонов;
-перекрытие течения водных потоков;
-изменения рельефа бассейна речки;
-затопления и подтопления прибрежной территории.

В противовес усложненной процедуре осуществления гидронамыва в соответствие с действующим законодательством, существует возможность самовольного (незаконного) гидронамыва. Самовольный гидронамыв является действием наказуемым, за которое предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, максимальный размер которого составляет 425 гривен в соответствие со Статьей 53 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КоАП). Столь незначительный штраф за нарушение предусмотренных законодательством действий привел к широко распространившимся случаям самовольного намыва земельного участка. Схема незаконного намыва земельных участков имела следующий вид: изначально компания приобретает земельный участок на берегу реки, а затем оформляет документы якобы на расчистку или углубление русла. В то же время заинтересованные лица достают со дна водоема песок для увеличения площади купленного земельного участка, не имея на это ни прав, ни разрешений, более того песок - это местное полезное ископаемое, которое автоматически не переходит в собственность владельца земельного участка.

Единственным способом противодействия незаконному гидронамыву и изменению рельефа земельного участка, по мнению Наталии Доценко-Белоус, пока является возбуждение управлениями по борьбе с организованной преступностью уголовных дел по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст. 365 (превышение власти или служебных полномочий) Уголовного кодекса по факту незаконного намыва песка. На текущий момент специальный состав уголовного преступления или административного правонарушения за незаконный гидронамыв, который может привести к существенным убыткам со стороны государства, в действующем законодательстве отсутствует. К примеру, в результате массового гидронамыва прибрежной зоны в Киевской области, была изменена береговая линия Днепра в Каневском водохранилище и засыпаны песком рыбные нерестилища.

И вот наконец-то, с принятием Верховной Радой Украины законопроектов №3417, №3134 ожидается установление реальной административной и уголовной ответственности за незаконные действия относительно земель водного фонда, в частности за незаконное изменение рельефа этих земель и незаконное завладение ими. Более того, недобросовестных землепользователей, которые вопреки требованиям законодательства расширили свое земельные наделы за счет гидронамыва, обяжут за свой счет вернуть все в первозданное состояние (изменения к Статьям 91 и 96 Земельного кодекса Украины).

Адвокат Н. Доценко-Белоус,
Автор книги "Стратегии финансирования строительства"
Источник: www.financial-strategies.com.ua
Март, 2009г.