Стили в дизайне интерьеров.

Мода проходит, остается стиль.
Коко Шанель

Современные дизайнерские приемы организации пространства квартиры предусматривают увеличение полезной площади, повышение уюта и комфортности жилья путем объединения площадей и зонирования квартиры (пространство делится зоны имеющие самостоятельное функциональное назначение - бар, гостинная, галерея, домашний кинотеатр, зимний сад и т.п.). Более изолированными остаются спальни, детские, туалетные зоны. Использование мобильных перегородок позволяет трансформировать зоны, что делает пространство динамичным, позволяет создавать новые, неожиданные ракурсы. Эффектный также давно используемый анфиладный способ построения внутреннего пространства, когда помещения как-бы нанизываются на одну центральную проходную ось. Деление пространства по вертикали позволяет создать активную и спокойную зоны, что возможно реализовать и в обычной квартире при высоте потолков не менее 4-х метров. Все более популярными становятся многоуровневые квартиры. Неповторимый облик интерьеру придает его исполнение в каком-либо стиле или использование при создании интерьера отдельных элементов известных стилей. Для ознакомления приведем перечень основных стилей и дадим их краткую характеристику.

Египетский стиль - первый из величайших стилей мировой культуры выделяется лаконичностью геометрических форм, богатством, особой торжественностью, сдержанной приподнятостью и значимостью. Унифицированные художественные формы, срого упорядоченная орнаментика, характерное иероглифическое письмо, роскошные колонны и фрески украшали помещения. Поверхность мебели покрывали белой или цветной краской, украшали геометрическим орнаментом, слоновой костью, перламутром и даже золотом. Обеденный стол - центральная опора в форме колонны и круглая столешница. Цветовая гамма: цвета земли - красный, желтый, коричневый, белый, черный.

Греческий (эллинский) стиль - один из самых значительных в наследии мировой культуры. Ордерная система в архитектуре (дорический, ионический и коринфский ордера), сочетание утилитарности и красоты. Внутренние помещения были украшены мозаикой и настенной росписью, в том числе с использованием геометрических орнаментов (меандр), облицовкой, рельефными изображениями, оригинальными вазами с росписью, тапаграми (маленькими терракотовыми статуэтками). Полы чаще всего мозаичные. Планировка частных домов обращенная вовнутрь, центром такого строения являлся внутренний дворик обнесенный колоннадой. Мебель - простота и утилитарность в сочетании с дорогой древесиной и бронзой. Цветовая гамма: цвета слоновой кости, оттенки золотого, оттенки красного (терракотовый), желтый, синий, зеленый и черный.

Римский (патрициальный) стиль - сплав культуры греков и этрусков. Убранство помещений определяет стремление к роскоши и масштабности, а неразрывная связь красоты и удобства являются постулатом зодчества. Главной частью римских жилищ был зал (атриум), часто имевший верхнее освещение, вокруг которого располагались все основные помещения - спальни, столовые, кабинет хозяина и т.п.

Византийский - стиль которому присущи яркая образность и символизм христианства. Главный зал имеет купольное сооружение в центре, символизирующее небесную сферу, жилые и парадные помещения располагались вокруг главного зала на втором этаже. Главная роль в интерьере принадлежала цветному мрамору и мозаике из цветного стекла - смальты. Для украшения интерьера применялась плитка покрытая глазурью, изделия из слоновой кости. Этот стиль оказал непосредственное влияние на культуру Древней Руси.

Готика - стиль легко узнаваемый по стрельчатым аркам, вытянутым окнам (часто с цветными витражами), устремленным ввысь ажурным каркасным конструкциям, деревянным панелям на стенах, ему присущи неистощимость фантазии и щедрое богатство декора. В декоре часто использовалась плиточная мозаика, майолика, фигурная лепнина подчас расписывалась и покрывалась позолотой, в орнаменте было принято использовать гербы. В отделке широко применялись витражи, красочные переливы, создаваемые ими, составляли неповторимый колорит средневековой атмосферы. Центр интерьера - богато оформленный камин или кафельная печь. Цветовая гамма: красные, синие, желтые, коричневые оттенки с золотыми и серебряными вплетениями.

Барокко - (по-итальянски barocco означает странный, причудливый) стиль Людовика XIV, ему присущи блеск, пышность, размах. Вычурная мебель с рельефной резьбой, часто золоченная, имеющая криволинейные напряженные формы - характеризует образный строй стиля. Цветовая гамма - белый, золотой, пурпурный.

Рококо - стиль изысканности, декоративной красоты и внимания к личному удобству. Относится к позднему периоду барокко. Форма мебели и убранства становятся менее экспресивными и более грациозными. По изысканности, декоративной красоте асимметричных композиций, по духу интимности и внимания к личному удобству этот стиль одно из наивысших достижений в искусстве создания интерьеров. Цветовая гамма: пастельные тона, жемчужная гамма, сочетание салатового и розового, бледно лиловые и мраморные оттенки.

Классицизм - основные признаки стиля симметрия, простота. Противодействуя барокко, обращается к образцам античного искусства как к эталону. Геометрия и подчеркнутая статичность форм, логичность планировки, обращение к ордеру. Продолжая идеалы Возрождения в то же время является антитезой ему. Цветовая гамма: природные, мягкие цвета - белый, голубой.

Ампир - имперский стиль, в котором чувствуется большое влияние античных мотивов (особенно римских) в архитектурном убранстве и обстановке интерьеров. Наиболее распространенный материал - темное красное дерево, на фоне которого располагались строго симметричные бронзовые золоченные украшения. Ампир оказал большое влияние на русский интерьер и сейчас ностальгия по старине заставляет дизайнеров обращаться к новому русскому ампиру.

Модерн - стиль ниспровергающий архитектурные каноны. Ему характерны принцип свободной ассиметрии, многогранность восприятия, трансформация пространств, эффекты дневного и искусственного освещения, выдержанность в едином стилевом ключе. Модерн не оставил интерьеру ни одного прямого угла - все было подчинено текучей пластике и расчитано на восприятие пространства интерьера в движении. Цветовая гамма: приглушенные тона, расцветка без оттенков.

Функционализм (рационализм) - стилевое направление определившее лицо архитектуры и интерьера нашего времени. Конструктивно целесообразное ставится на первое место. Индивидуальному противостоит стандартизация. Идея непрерывного пространства, состоящего из перетекающих одно в другое помещений, минимальное количество обстановки, система встроенных шкафов и стеллажей, мобильная и трансформируемая мебель. В интерьере преобладают чистые и лаконичные формы, большая роль отводится текстурам и фактурам отделочных материалов. Функционализм сформировал ряд норм, вошедших в понятие под названием - Евростандарт.

Экологический стиль - подразумевающий использование только натуральных, экологически чистых материалов и изделий в отделке, меблировке и убранстве помещений - становится все более популярным и востребованным среди людей, которые ценят свое здоровье и ведут активный образ жизни.

Национальные стили.
Сегодня в мире уделяется повышенное внимание национальным и региональным особенностям. Этническая эстетика в дизайне интерьера снова в моде. Предпочтение по-прежнему отдается восточным мотивам. Стилистика Востока вносит в интерьер особый уют. Основной принцип: внесение внешних атрибутов культуры при создании интерьера, основанного на внутренних, глубинных принципах выбранного этноса.

Марокканский стиль - возник в эпоху колониальных завоеваний. Представляет собой смесь европейских и североафриканских традиций. Характерные черты - тончайшая деревянная резьба, лепнина и мозаика из керамической плитки, обилие ковров и прочего самобытного текстиля. Основной акцент - повсеместное использование африканских орнаментов. Мебель с инкрустацией и перламутром, обилие светильников с витражными вставками. Цветовая гамма: белый, красный, голубой и синий, зеленый, оранжевый и желтый.

Японский стиль - эстетическая постота, экологичность, функциональность. Мебель в японском доме заменяли две-три ниши в стене, которые выполняли функцию встроенных шкафов. Пространство украшали свитками, вазами для цветов и бронзовыми статуэтками святых, бумажными фонарями с реечным каркасом. Обшивку стен и потолка выполняли светлыми породами древесины; раздвижные перегородки и детали стен - нежных расцветок. На полу - мягкие толстые циновки. Редкая мебель с прекрасной металлической фурнитурой, красочной и изящной лаковой отделкой. Цветовая гамма: белый, черный, красный, песочный, цвет рисовой бумаги.

Псевдорусский стиль - использует многовековые мотивы русского деревянного зодчества, переносит теремную эстетику и византийские традиции в современные реалии. Основные приемы - низкие сводчатые потолки, непропорциональные пузатые колонны, инкрустированные каменные полы, маленькие окна-бойницы с коваными решетками. Типичные декоры - фрески с растительными и лубочными орнаментами, обильное украшение многоцветными изразцами, массивная ковка. Цветовая гамма: с преобладанием белого, красного и изумрудного цветов.

Кантри - в переводе с английского означает деревня и подразумевает ностальгию по тихому, простому и уютному загородному быту, лишенному надуманности и вычурности. Очень популярны ковбойские аксессуары, ткани в клетку или мелкий цветочек и растений вообще. В интерьерах обязательно присутствуют традиционные материалы: кирпич, дерево, ротанг. Возможно смешение исторических раритетов и новейшего дизайна. Цветовая гамма: сдержанная, оттенки серовато-зеленых, кремовых, бежевых, коричневые тона с небольшими красными и зелеными включениями.