Вместо обещанного упрощения регистрации прав на недвижимость украинцы пока имеют практически полный паралич системы
18 февраля 2013 г.
Закон «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» был принят еще в 2010 году, и он должен был вступить в силу с 1 января 2012-го. Но к этой дате Минюст подготовиться не успел, и дата вступления закона в силу была перенесена на 1 января 2013 года. Как показала практика, чиновники не успели подготовиться и к этой дате. Первые дни работы новых правил показали изъяны закона, к тому же подзаконными актами урегулированы далеко не все необходимые вопросы. Итог – нотариусы массово отказываются регистрировать права на недвижимость, а к государственным регистраторам скопились огромные очереди. О регистрации прав на землю вообще говорить практически не приходится. На днях президент Виктор Янукович уволил главу Укргосреестра Леонида Ефименко после критики последнего со стороны премьера Николая Азарова. Впрочем, это решение, скорее смахивает на игру на публику. Остается надеяться лишь на то, что Минюсту удастся в кратчайшие сроки провести работу над ошибками, и «переходный период» не затянется надолго. Сама идея закона неплоха и при более тщательной подготовке к его введению в силу могла бы действительно значительно облегчить регистрацию вещных прав. Ведь ранее право собственности на недвижимость регистрировали БТИ, что требовало времени, официальных и неофициальных материальных затрат. А реестр прав на землю вело Госземагенство. По новым правилам (если бы все работало, так как предусматривалось) дом с земельным участком можно было бы зарегистрировать у нотариуса при заключении сделки за один день. Увы, на практике все оказалось не так. Государственный реестр вещественных прав на недвижимое имущество был практически пустой, на момент его запуска, для пользования которым нотариусам необходимо обработать целый массив информации для проведения регистрационного действия, причем, разобраться в столь непростой процедуре удалось не всем. Все это отпугнуло нотариусов от работы с Реестром, и они начали отправлять своих клиентов в регистрационную службу. К нотариусам в данном вопросе стоит относиться с пониманием. Ведь при внесении сведений в Реестр они собирают информацию с различных баз данных (реестр отягощений, реестр ипотек) и всю подобную информацию заносят в Укргосреестр. Этот процесс занимает немалое количество времени. В то же время, нотариус обязан зарегистрировать право собственности за один день, тогда как регистратору на это отводится 14 дней. При этом сами нотариусы жалуются, что даже на «горячей линии» Укргосреестра порой им не могут объяснить, как поступать в той или иной ситуации. Просто говорят, мол, читайте закон и кладут трубку. Следует отметить, что изначально нотариусов в законе вообще не было. Все действия по регистрации вещных прав должны были осуществлять государственные регистраторы Укргосреестра. Однако это вызвало опасения многих экспертов в том, что регистрационная служба просто превратиться в новое БТИ. Потому позже в закон внесли изменения определяющие, что регистрацию при сделках, требующих нотариального заверения, осуществляют нотариусы. Мол, все для людей – коль пришел к нотариусу заверить договор, пусть уж он и все регистрирует. В случаях же ввода объекта в эксплуатацию впервые, его разделения, перевода объекта из нежилого фонда в жилой и т.п. нужно обращаться к государственному регистратору. При этом, госрегистраторы действительно вносят данные в реестр в независимости от того, будет ли владелец недвижимости осуществлять нотариальные действия либо нет. Но также обращает внимание, что сами сотрудники регистрационных служб не в полной мере понимают процедуру регистрации. Более того, в отдельных случаях они принимают пакеты документов, не убедившись в их комплектности, чем нарушают Порядок регистрации. А нотариусы сегодня работают под угрозой внесения в «черный список». Хотя вряд ли будет правильно принуждать нотариуса к регистрации права собственности, если он не сумел разобраться в новой системе, так как пострадать от этого может именного владелец имущества. Будет эффективнее обратиться к другому, более подготовленному нотариусу. Также стоит обратить внимание, что нет необходимости всем владельцам недвижимости заново оформлять право собственности на имущество. Новые правила предусматривают обязательное внесение информации в Укргосреестр лишь при возникновении, переходе либо прекращении права собственности. При оформлении аренды недвижимого имущества прохождение процедуры регистрации также потребуется. По материалам компании «SV Development» |